Автор: Jean-Christophe Berlot
Источник: http://www.icenetwork.com/news/2016/11/10/208573330
Перевод: Виктория Якупова из группы Юзуру Ханю (https://vk.com/hanyu_yuzuru)
Год назад Хавьер Фернандес достиг важного технического этапа в своей карьере, приземлив два четверных в короткой программе. В этом сезоне Ханю также достиг контрольной точки, приземлив четверной риттбергер в обеих программах. Накануне этапа гран-при Trophée de France 2016 их общий тренер, Брайан Орсер, уделил время, чтобы ответить на некоторые вопросы от icenetwork.
– Вы тренируете двух чемпионов мира, которые вместо того, чтобы не менять своих позиций, продолжают совершенствоваться. Как вам удается так их подталкивать?
Брайан: Я пытаюсь преподнести все так, чтобы это становилось их идеями. Когда вижу, что луна и звезды сошлись, я подаю идею и позволяю им сделать ее своей. Я предпочитаю поступать так, а не говорить: «Ты должен делать это». Мне не приходится брать на себя ответственность. Если спортсмены хотят быть конкурентоспособными, если они конкурентоспособны, они должны сами предлагать свои идеи и претворять их в жизнь.
– Тем не менее, Хавьер и Юзу так сильно опережают своих конкурентов. Весь год до Олимпийских игр они могли бы просто работать над своим артистизмом, а не техникой.
Эти ребята находятся в такой хорошей форме. На самом деле, у них разная стратегия. Юзу все еще очень молод (7 декабря ему исполнится 22 года), и он чувствует, что должен толкать спорт вперед. Хави мыслит по-другому. На следующей Олимпиаде ему будет 26. Он вполне доволен тем, что имеет сейчас. У него очень высокие PCS (оценки за компоненты), и это то, на что ему нужно положиться. Он уверен в своих компонентах. Он не на той стадии (когда чувствует, что ему нужно) добавлять новые элементы. От одной Олимпиады к другой нужно становиться более техничным, конечно же, и это то, что он сделал. Но существует момент, когда приходится сказать “Хорошо”. У вас уже есть свои элементы, но вы всегда можете улучшить качество их исполнения. GOE (качество исполнения) – вот, благодаря чему вы побеждаете в соревновании. Оценки плюс один (+1) недостаточно; чтобы выиграть, вам нужно +2 или +3 во всей таблице. Когда идеально исполняешь сложную дорожку шагов, полностью в соответствии с характером программы и музыкой, получаешь четвертый уровень, +3 GOE и высокие компоненты. Моим фигуристам не приходится полагаться на исполнение такого большого количества четверных, как это бывает с другими фигуристами.
– Тогда у Юзуру другая стратегия?
Сейчас Юзуру очень сфокусирован на своих четверных прыжках. В его программах этого сезона всего шесть четверных, два из которых – это четверные риттбергеры (один в КП, один в ПП). В этом сезоне он действительно шагнул вперед в плане техники. Для него это трудная задача, и мне потребовалось время, чтобы понять его стратегию. Он хочет использовать этот сезон для извлечения выгоды из этих элементов. Это означает, что ему пришлось пожертвовать своим катанием в начале сезона. Поначалу его скорость, вращения и элементы были недостаточно хороши, так как он очень сильно сосредотачивался на четверных прыжках. Его дорожка шагов была выполнена примерно на 70% от того уровня, какой она должна быть. Как только он объяснил мне свою стратегию, я полностью его понял. Я также понимаю и стратегию Хавьера.
– Как вы считаете, это объясняет, почему Юзуру проиграл на Skate Canada?
Брайан: Этап Skate Canada был бы для него легкой победой, но он хотел извлечь выгоду от исполнения четверных прыжков. Он принимает во внимание общую картину. Сейчас он хочет тренировать программу так, чтобы делать четверные чисто. Он хочет сохранить хорошее самочувствие до последнего четверного (два четверных стоят во второй части его произвольной программы). Позже в этом сезоне он изменит темп, чтобы перейти к другому образу мыслей. Тот, кому нужно запастись терпением – это я! И федерация, конечно же, и болельщики, которые ожидают что-то идеальное каждый раз. Но он заставляет меня верить.
– Полагаю, Хавьера вы будете тренировать по-другому?
Что касается Хавьера, с ним мне нужно проводить много кардио тренировок, потому что ему необходимо сильное кардио для того, что он делает в своих программах. Он должен оставаться верным хореографии и выразительности, потому что это его особенность. В его катании есть настоящее обаяние. Для связок ему также требуется много энергии. Они фантастические, но требуют ужасно много работы. Нужно очень много тренировать связки. Для меня цель связок – сделать так, чтобы катание выглядело более естественным и не требующим усилий. Они используются, чтобы набрать скорость, не перегружая себя, используя напряжение тела для создания движения. Как только Хавьер научился делать связки, когда он прибыл в Торонто, пределом для него стало только небо. Его хореографу, Дэвиду Уилсону, очень нравится создавать связки для Хавьера. [прим. – для него это классно]
– Вы способствуете тому, чтобы ваши фигуристы разрабатывали особую стратегию?
Еще один интересный случай – Элизабет Турсынбаева (из Казахстана, которая только что заняла пятое место на Кубке Ростелекома). Ее образ мыслей – делать все, на что она способна, катаясь больше часов и делая по четыре прогона программы в день. Я стараюсь направить ее, сфокусировать внимание на специальных «днях прогона программы», вместо того, чтобы делать их каждый день. Я хочу, чтобы это получились волнительные прогоны, важные. Я хочу, чтобы она научилась дышать. Каждый прогон должен быть «единственным», а не в духе «сейчас я сделаю еще один». Я хочу, чтобы перед соревнованиями она ложилась спать с мыслями: «Завтра я исполню произвольную программу, как взрослая девушка». Фигуристы могут отдалиться от своей стратегии, и мы им нужны, чтобы направить их по верному пути.
– Кажется, ваши фигуристы очень уверены в себе. Как вы это в них развиваете?
Следует доверять себе и проделанной работе. Я не хочу вступать в игру и испытывать судьбу. Мне нужно знать, что прокат будет хорошим, надежным [сильным, серьезным]. Я прошу фигуристов обращать внимание на свой средний результат. Сначала он не так хорош, может, около 70%. По ходу сезона ваш средний результат должен достичь 95%, плюс пару раз 100%, если идти еще выше. Когда вы едете на соревнование, то можете рассчитывать на свой средний результат, чтобы создать что-то хорошее в условиях конкуренции. Я ненавижу быть неподготовленным.
– Не это ли произошло с Хавьером в Бостоне (на Чемпионате мира 2016)?
Совершенно верно! Знаете, Хавьер приходит на каток с понедельника по пятницу. Свои лучшие прокаты он делает после выходных в понедельник, после двухдневного отдыха. В Бостоне он совсем не мог тренироваться между короткой и произвольной программами из-за [травмы] пятки. Поэтому вот, что я ему сказал перед произвольной программой: «Это твой понедельник!» – несмотря на то, что была суббота. И он приободрился. Он откатал произвольную программу так, как откатал бы ее в понедельник – наилучшим образом.Как тренер, всегда нужно быть готовым к определенным сценариям и иметь заготовленные истории или анекдоты. Они должны быть под рукой, и они не могут быть фальшивыми. На прошлой неделе Хавьер не очень хорошо выступил в короткой программе. По результатам жеребьевки ему предстоит кататься первым в своей группе (на этапе Trophée de France), прямо как в Москве. Он не любит выступать первым в группе. Если бы мы пошли по той же схеме здесь в Париже, он мог бы подумать, что и результат будет таким же. Этого мы не хотим. Поэтому какие-то вещи мы должны сделать по-другому. Завтра мы собираемся реализовать другую стратегию. Я пока не могу вам рассказать… Завтра вечером увидим, сработает ли она (смеется).
– Вы тренируете двух самых лучших фигуристов в мире. Как вы с этим справляетесь?
Это сложно. Не верьте тем, кто говорит: «У Брайана так много хороших учеников – ему так повезло!» Это действительно очень трудно! Это первый раз, когда Юзу тренировался в Торонто большую часть сезона. Обычно он постоянно ездит в Японию и обратно. Поэтому он не привык к тому, что я уезжаю на Гран-при среди юниоров или занимаюсь две недели только с Хавьером. Конечно, это то, что я обычно делаю, но он не в Торонто, чтобы это видеть. Он чувствовал себя отстраненным (покинутым). На самом деле, если рассматривать общую картину, то, что я бываю далеко – идеально. Таким образом, он может работать над техникой катания и хореографией, что ему необходимо. И для Хавьера все будет так же, когда я поеду с Юзу на NHK. У него будет много нового, над чем поработать. Я стараюсь быть восприимчивым и осознавать чувства и потребности каждого. Я вижу, как нарастает давление по мере приближения Олимпиады. Я рад, что провел две недели с Хавьером, так как мы великолепно поработали. То же самое я делал на канадском этапе и повторю это в Японии с Юзу. Он получит все внимание. Нам нужно будет организовать совместное обсуждение всей командой: тренеры, хореографы, фигуристы, чтобы определить, как нам двигаться дальше, как мы можем их поддерживать и давать лучшие советы. На нашем катке должна быть благоприятная, позитивная атмосфера, где фигуристы могут чувствовать поддержку и безопасность. Я бы не хотел, чтобы у нас все было по схеме: один тренер и его фигуристы, потом другой тренер и его фигуристы. Мы стараемся создать гармонию в среде, в которой живем. Я все принимаю близко к сердцу.Брайан Орсер для icenetwork