При тренировке космонавтов в центрифуге ЦФ-7 радиусом “плеча” 7 м при угловой скорости 50,7 об./мин максимальная перегрузка, которую испытывает космонавт – 20g. То есть, его условный “вес” становится равным примерно 1,5 тоннам. Без подготовки такую нагрузку организму не выдержать.
Фигурист, который во время 4-го прыжка вращается со скоростью 480 об./мин тоже испытывает перегрузки. Но, в отличие от космонавта, он вращается не вокруг внешнего центра, а вокруг вертикальной оси собственного тела. Таким образом, в полёте тело фигуриста буквально разрывает инерцией, причём чем дальше поверхность тела от оси вращения, тем большую перегрузку она испытывает. Если кончики ушей исполнителя 4-го прыжка подвергаются перегрузке в 27g, то локти – 75g. А теперь представьте, каких усилий стоит фигуристу сохранить группировку, если его локти норовят “оторваться” от него с силой, в 75 раз превышающей их вес? Спасает спортмена от неминуемых последствий только то, что он хорошо подготовлен и длятся такие перегрузки не более полусекунды.
Более мягкие ткани – поверхность лица, например, деформируются настолько, что если бы фигурист рефлекторно не напрягал лицевые мышцы, он вполне мог бы получить множественные травмы мягких тканей лица, вызванные перегрузкой. Именно поэтому лица фигуристов в полёте так искажены: перегрузка “отрывает” их от лицевых костей, а мышцы в меру сил удерживают лицо на прежнем месте. Выглядит это, спору нет, комично. Если, конечно, не отдавать себе отчёта в том, что происходит с лицом летящего фигуриста с точки зрения физики.